На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Журналистам

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Мнения ученых и журналистов, советы и рекомендации; статьи о жанрах и истории журналистики; сырье для рефератов; олигархи и медиамагнаты; из немецкой журналистики...
2000 - Харди Протманн

Кто информирует лучше?

Интернет меняет работу информационных агентств: им приходится угадывать, что именно пользователи всемирной паутины читают охотнее.

5 апреля в 15 часов 21 минуту информационное агентство "Франс-пресс" /АФП/ сообщило: "Cpoчно - Слияние "Дойче банк" и "Дрезднер банк" сорвалось". В 15:24 об этой сенсации сообщило агентство "Дойче прессе-агентур" /ДПА/, а в 15:33 - агентство "Ассошиэйтед пресс" /АП/. Многие истории начинаются так: сначала по лентам агентств редакции узнают о каком-то сенсационном событии. А затем они проводят собственное расследование.

Первым о событии сообщает радио, затем о нем, вероятно, расскажут в выпуске новостей по телевидению, и лишь на следующее утро об этом можно прочитать в газете. Так, по крайней мере, раньше действовала журналистская пищевая цепь. Сегодня пользователи Интернета могут прочитать это сообщение уже в то время, пока редакторы экономических и финансовых редакций все еще висят на телефонах, пытаясь дозвониться до нужных людей в банках.

"Самое позднее через десять минут после появления первого сообщения мы уже отдали его в Интернет", вспоминает редактор интернет-редакции АФП Андреас Горжевски.

"Читатель никогда еще не был так близок к происходящему", - говорит его шеф Михель Кремер. Каждая интернет-газета, каждый более или менее серьезный портал в Интернете, типа Yahoo или T-Оnline предлагает вниманию пользователей ленту с сообщениями информационных агентств. "Здесь все происходит стремительно", - сухо комментирует это развитие исполнительный директор ДПА Вальтер Рихберг.

Примечательно, что агентства теперь обращаются к читателям напрямую, минуя другие редакции. Новости составляются так, что они автоматически встраиваются в интернетовские сайты. В этом - новое. Прежний "голкипер"- газетный редактор в мировой паутине не играет почти уже никакой роли. Его функции берет на себя редактор интернет-редакции в информационном агентстве. "Конечно, мы сначала оцениваем новости на предмет их значения и тематики, и затем переписываем для наших потребителей", - отмечает Михель Кремер.

Агентства стараются поставлять продукцию, которая, по их мнению, отвечает потребностям клиентов - интересные новости для Интернета. На практике это означает: пользователей Интернета, которые заходят на портал T-Оnline, интересует, прежде всего, техническая информация, сдобренная небольшим количеством политики и экономики. Тому, кто заходит на сайт "Зюддойче цайтунг", интереснее в первую очередь политика, потом экономика, ну и, конечно же, техника, ведь он увлекается Интернетом.

"Мы считаем, что гибкости до сих пор не хватает", - критикует работу агентств главный редактор интернет-издания "Зюддойче цайтунг" Патрик Иллингер. Содержание сообщений также не полностью удовлетворяет. "Слишком много текста. Мало хороших картинок. И язык сообщений мог бы быть поживее", - говорит он. До сих пор многие предназначенные для профессионалов сообщения непереработанными направляются конечному потребителю. Тем не менее, Иллингер верит, что этот информационный сервис будет стремительно развиваться: "Он превратится в серьезную конкуренцию для новостного радио".

Каждая новая интернет-служба должна покупать новости

Таким образом, к соревнованию за самые быстрые новости добавилось еще и соревнование между информационными агентствами за лучшее предложение для Интернета. ДПА предлагает клиентам службы "Сервислайн", "Старлайн" и "Спортс-лайн", новая дочерняя структура АФИкс поставляет финансовые новости. Агентство "Объединенные экономические службы" /Фау-Ве-Де/ только что представило ленту экономических новостей на условиях "content on demand". "Все новые финансовые платформы, будь то интернет-банк или службы онлайн, нуждаются в содержании", - говорит Карлос Цаморано, отвечающий в Фау-Ве-Де за новые проекты. "Тематические пакеты" сюда поставляет бывшее восточногерманское информационное агентство АДН/ДДП, которое после его покупки группой "ПроЗибен" действует под крышей ДДП и стремится стать самым современным агентством. В качестве дополнительной услуги ДДП поставляет редакциям советы по сбору материалов и координаты нужных экспертов. Немецкое отделение крупнейшего мирового информационного агентства "Рейтер" также напряженно работает над созданием специальных интернетовских служб.

Новая сфера бизнеса стремительно развивается: в США "Рейтер" уже зарабатывает на Интернете больше, чем на классической деятельности информационного агентства. Немецкое отделение АФП намерено в текущем году получить 15 процентов оборота благодаря мультимедиа. Все агентства сообщают о двузначных показателях развития интернетовских служб. И все они преследуют одну цель: каждый вновь создающийся портал, каждая газета, которая расширяет свои услуги, каждое новое предприятие должны покупать новости, которые имеют модульную структуру, сортированы по темам и интересам и предназначены для любого вида техники: будь то - Интернет, Интранет,СМС и сотовые телефоны, имеющие выход в Интернет. Новости должны гибко вписываться в любое окружение в любой макет и тем самым укреплять имидж клиента. Если раньше агентства поставляли информационные полуфабрикаты, то сегодня они должны предлагать продукцию всех степеней обработки: текст, информационные графики, оригинальный звук, движущиеся картинки или анимации - здесь фантазии нет предела.

"Раньше говорили: content is king, а сегодня говорят: content is the key", - рассказывает Кристоф Пляйтген, который отвечает в агентстве "Рейтер" за проекты в области мультимедиа. В этом агентстве уже открыто говорят и о планах заняться электронной коммерцией, на которой фирма уже зарабатывает деньги в Америке. Этим должны будут заняться все. ДПА, которое принадлежит газетным издательствам, превратилась бы, таким образом, в конкурента своих собственных владельцев. Исполнительный директор ДПА Вальтер Рихтберг сохраняет демонстративное спокойствие: "Наше название - это фирменный знак, гарантирующий качество. Это - наш бизнес". Новую сферу деятельности он усматривает вдали от общественности, то есть в поставке новостей конкретным фирмам и промышленным предприятиям.

Все агентства сходятся во мнении о том, что интернет-новости изменят облик газет. "Тираж газет не сократится, однако они должны будут изменить свое содержание", - предсказывает Вальтер Рихтберг. Просто перепечатывать сообщения агентств - это уже сегодня считается анахронизмом. "Направление развития указывает газета ТАЦ, которая сейчас проводит реформу: газета предлагает подоплеки новостей, потому что сами новости намного быстрее публикуются в Интернете", - хвалебно отзывается об инициативе мелкого конкурента Патрик Иллингер. Михель Кремер предсказывает тотальный контроль над средствами массовой информации со стороны реципиентов: "Журналистская деятельность становится более прозрачной, так как пользователи Интернета могу г вызвать любое количество новостей и сравнить их друг с другом. Такого никогда раньше не было". В атомизацию общества на группы различного уровня информированности он не верит: "Именно принцип сообщества является центральным понятием мировой паутины".

Взять хотя бы пример компьютерной игры "Moorhuhn" (болотная курочка): интернет-издания, такие как spiegel.de и focus.de, первыми сообщили о появлении Этого развлечения и о том вреде, который наносит экономике безудержная интернет-охота за курами в немецких учреждениях. В массовое сознание этот феномен проник, когда газета "Бильд" поместила на первой полосе статью о новой "народной болезни" под названием "Moorhuhn". Таким образом, крупные издания по-прежнему играют главенствующую роль в формировании общественного мнения. Однако в одном можно не сомневаться, предсказывает Михель Кремер: "Интервалы, между которыми "взрываются" новости, становятся все короче, и уровень адреналина в крови повышается у всех", а не только у интернет-охотников на болотных курочек.

"Цайт" - 4/05/2000.