На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Журналистам

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Мнения ученых и журналистов, советы и рекомендации; статьи о жанрах и истории журналистики; сырье для рефератов; олигархи и медиамагнаты; из немецкой журналистики...

Классификация средств массовой информации (СМИ)

Схема, не претендующая на истину в последней инстанции

Если вы не согласны с приведенной ниже схемой, буду искренне рад вашим замечаниям и предложениям.
С радостью готов вступить в конструктивный спор и сотрудничать с целью ее бесконечного совершенствования.
Нужна же она для того, чтобы молодые специалисты, приходящие в редакцию, не только умели писать без ошибок и вещать, не обижая родной язык, но и знали, как устроена наша "Солнечная система"...

Классифицировать СМИ в "простонаучье" принято по несметному числу признаков. Сдается мне, что количество типологических схем и теорий растет прямо пропорционально числу защищенных диссертаций ;-)

Среди имеющихся наиболее популярны следующие критерии:

- по форме собственности (государственные, частные, корпоративные...);
- по широте распространения (т.н. центральные и региональные);
- по стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные и т.д.);
- по периодичности (газеты: ежедневные и ежнедельники);
- по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные и т.д.)
- по способу передачи и мощности радио- и телесигнала...

Однако ни один из вышеприведенных критериев не кажется мне уникальным для всех СМИ. К тому же искусственное усложнение порождает такую путаницу, что бедным студентам и рядовым пользователям СМИ может показаться, что у нас этих видов и подвидов больше, чем во флоре и фауне, вместе взятых.

А потому предлагаю следующий вариант, в котором все предельно обобщено.

Средства массовой информации (СМИ) *

  • Печатные
  • Электронные

  • Информационные агентства **

    Печатные


    Газеты

    • государственные и частные
    • ежедневные и еженедельные
    • серьезные и массовые
    • общественно-политические и отраслевые (тематические)
    • региональные и надрегиональные ("центральные")

    Журналы

    • государственные и частные
    • еженедельные - ежемесячные - ежеквартальные
    • серьезные и массовые
    • общественно-политические и отраслевые (тематические)
    • региональные и надрегиональные ("центральные")

    Бюллетени

    • региональные и надрегиональные ("центральные")
    • политические - правовые - отраслевые

    Справочники

    • региональные и надрегиональные ("центральные")
    • комбинированные и специализированные

    Листовки

    • рекламные - социальные - политические

    Электронные


    Радиокомпании (каналы)

    • государственные и частные
    • региональные и надрегиональные ("центральные")
    • длинно-, средне- и коротковолновые - FM
    • информационные и развлекательные

    Телевизионные компании (каналы)

    • государственные и частные
    • региональные и надрегиональные ("центральные")
    • эфирные - спутниковые - кабельные
    • социально-политические - специализированные - развлекательные

    Интернет

    • Онлайн-СМИ (сетевые СМИ)
      - интернет-газеты
      - интернет-журналы,
      - новостные порталы (ленты),
      - интернет-дайджесты,
      - электронные версии печатных СМИ,
      - электронные версии либо представительские сайты радио- и ТВ-каналов
    • Информационные и информационно-образовательные порталы
    • Представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций

    * И не надо портить этот термин "слухами", "сплетнями", "бабульками на скамейках и женами в кухнях", о чем иногда пишут некоторые зафилосовствовавшиеся горе-теоретики. Дураку ведь ясно, о чем речь...

    ** Разве не логично? Информационные агентства во всем мире работают на реципиентов опосредованно, то есть исключительно через остальные СМИ. Это особая категория средств массовой информации, своего рода "служебная".