На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Журналистам

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Мнения ученых и журналистов, советы и рекомендации; статьи о жанрах и истории журналистики; сырье для рефератов; олигархи и медиамагнаты; из немецкой журналистики...

Специфика развития современной немецкой печати

Глава из книги профессора Г.Вороненковой
"Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества
(национальное своеобразие СМИ Германии)".

Пресса в новых федеральных землях

Что касается развития печатных СМИ в Восточной Германии, то ситуация на газетном рынке заметно стабилизировалась. Преобразовательная фаза закончилась в 1991 г. Затем происходило становление новой системы. Профессор Беате Шнайдер из Ганновера отмечает, что это становление системы печатных СМИ на Востоке Германии вобрало все те тенденции, которые вообще характерны для развития немецкой прессы. В частности, процесс концентрации, который ганноверский исследователь определяет так: "Вместо шести разных газет выходит одна". Этот процесс после продажи восточногерманских газет западным издательским группам резко замедлился. В 1993 г. существовало 24 публицистические единицы, которые образовывали следующие газетные группы.

  •  Две газеты, выходившие под крышей "Berliner Verlag" и принадлежащие "Gruner & Jahr": Это "Berliner Zeitung" и "Berliner Kurier am Morgen".
  •  Две надрегиональные газеты - "Neues Deutschland" и "Junge Welt". Из 14 бывших окружных газет, которые, по определению Б.Шнайдера, занимали тогда доминирующее положение.
  •  Две редакционно самостоятельные газеты бывших блоковых партий: "Potsdamer Neueste Nachrichten" и "Thueringische Landeszeitung", определявшиеся как "публицистические eдиницы". "Thueringische Landeszeitung" принадлежала издательской группе "Zeitungsgruppe Thueringen" и тесно кооперировалась с группой WAZ, которая имела долевое участие в издании двух газет - "Thueringer Allgemeine" (Эрфурт) и "Ostthueringer Zeitung" (Гера).
  •  Газета сербского меньшинства "Сербске новины" ("Serbske Nowiny").
  •  Заново образованные издания "STZ" ("Suedthueringer Zeitung") и бульварная "Mitteldeutscher Express".

    В результате развития газетного рынка за последнее пятилетие из всего прежнего системного многообразия на Востоке Германии остались лишь 15 бывших окружных газет, называющиеся теперь региональными. Региональные газеты, выходящие высокими тиражами и имеющие большой регион распространения, - главенствующий тип изданий всей Германии. Более того, по мнению немецких исследователей, тип самостоятельной локальной газеты ведет к маргинализации издания и грозит вымиранием. Издательства бывшей прессы ГДР находятся во владении крупных западных газетно-журнальных групп. Такая ситуация увеличивает разницу между средними и крупными группами. Поскольку области распространения соответствуют бывшим искусственно созданным политическим структурам, то есть прежним округам ГДР. Поэтому, пишет Шнайдер, их нельзя считать "коммуникационным полем".

    С 1989 по июнь 1991 года в новых федеральных землях было создано 26 новых издательств, которые стали выпускать 61 издание, прежде всего, региональные. Именно поэтому считается, что 1990-91 годы принесли заметные изменения в газетный ландшафт Восточной Германии.

    При самом критичном подходе к оценке развития печати в новых федеральных землях все исследователи отмечают феномен - увеличение объемов тиражей бывших окружных газет, совокупный разовый тираж которых в 1993 1-. равнялся 4,9 млн. экземпляров, что с учетом "Berliner Zeitung" составляло более 90 % доли на восточногерманском газетном рынке.

    Тиражи ежедневных региональных газет в новых федеральных землях ( по состоянию на 1997 г.) отражает следующая таблица.

Своеобразие информационного рынка в новых землях ФРГ

Название издания

Место выхода

Тираж (в тыс. экз.)

Место на общегерманском рынке (1996)

01. FreiePresse

Хемнитц

452,8

3

02. Saechsische Zeitung

Дрезден

397,7

5

03. LVZ- Leipziger Volkszeitung

Лейпциг

324,5

14

04. Mitteldeutsche Zeitung

Галле

 412,7

4

05. Magdeburger Volkstimme

Магдебург

305,3

9

06. 0stsee-Zeitung

Росток

207,6

21

07. Schweriner Volkszeitung

Шверин

154,9

52

08. Nordkurier (Норд Kurier)

Нойбранденбург 136,1 53

09. Maerkische Allgemeine

Потсдам

218,5

18

10. Lausitzer Rundschau

Котбус

185,2

25

11. Maerkische Oderzeitung

Франкфурт-на-Одере

144,7

45

12. Thueringer Allgemeine

Эрфурт

286,5

12

13. Ostthueringer Zeitung

Гера

175,2

34

14. Freies Wort

Зуль

102,6

63

Если сравнить эти показатели с предыдущими, то здесь лишь в южных регионах наметалась тенденция, характерная для ежедневных региональных газет старых земель, к некоторому снижению тиражей. Так, "Freie Presse" потеряла шесть тысяч", а "Sдchsische Zeitung" - восемь тысяч экземпляров, а в северных регионах тиражи, напротив, увеличиваются. Статистические данные свидетельствуют о том, что на первом месте по количеству печатных изданий среди новых земель ФРГ находится Саксония, что иллюстрирует следующая таблица.

Название

Количество публицистических единиц

Общее количество изданий

Совокупный тираж (в тыс.экз.) - 1997

Мекленбург-Передняя Померания (3)

4

36

498,6

Саксония (4)

8

61

1176,5

Саксония-Ангальт (2)

3

37

718,0

Бранденбург (3)

3

42

548,4

Тюрингия (5)

5

51

647,2

В сравнении с опубликованными ранее данными можно отметить, что во всех новых федеральных землях уменьшился совокупный тираж. В Саксонии, например, с увеличением общего количества изданий (на одно) уменьшился общий разовый тираж, который в 1996 г. составлял 1 млн. 280 тыс. 500 экземпляров. В Саксонии-Ангальт увели÷илось количество изданий и в настоящее время выходит 37 изданий вместо 20, но общий тираж снизился с 735,4 тыс. до 718,0 тыс. экземпляров, в Тюрингии вместо 59 изданий выходит 51 и т.д.

Столичная пресса

После воссоединения бундестаг принял решение о переносе германской столицы из Бонна в Берлин. С этим связано воссоздание такого типа печати как столичная пресса. Уже сейчас в Берлине выходит 9 ежедневных газет, имеющих 28 региональных и локальных изданий. Их общий разовый тираж равен 1 млн. 526 тыc. 900 экземпляров.

Среди качественных газет первое место по тиражу занимает "Die Welt", на втором месте - восточная "Berliner Zeitung", на третьем - "Der Tagespiegel". Среди качественно-массовых лидирует "Berliner Morgenpost". Ее тираж составляет 184,1 тыс. экземпляров (в 1996г. - 190,5). Из бульварных ежедневных газет лидируют по тиражам две газеты "Berliner Kurier" и "Dresdner Morgenpost" (301,9), и "B.Z." (313,5).

Ежедневные надрегиональные и региональные газеты в ФРГ называют еще абонементными или подписными, так как большая часть их тиража распространяется по подписке. Абонементные газеты составляют 75 % всего тиража немецких газет. Немецкие исследователи выделяют ряд проблем, связанных с развитием абонементных изданий. К одной из главных относится неравномерное распределение абонементных газет в разных регионах Германии. И опять это связано с концентрацией СМИ. Например, в 6 городах выходит по три газеты, которые принадлежат двум издательским группам. Лишь в двух крупных городах (Дюссельдорфе и Потсдаме) выходит по 3 абонементных газетах, в 15 городах - лишь по две, в остальных - по одной.

Бульварная печать

Наряду с качественными и качественно-массовыми существуют бульварные газеты, из-за высоких тиражей называемые еще массовыми изданиями. Всего их в Федеративной Республике насчитывается десять, Лидирует, как известно, "Бильд". К другим круп-ным по тиражам относятся следующие.

Название

Издатель

Область
распространения

Тираж (в тыс. экз.)
1994 / 1997

Abendzeitung

Sueddeutscher Verlag

Мюнхен, Бавария

223,0 / 194,2

Berliner Kurier - Б.Ц. Gruner & Jahr
A.Springer
Берлин/ Бранденбург 312,3 / 313,5
Express ДуМонт/ Шауберг Кельн/ Бонн 295,9 / 355,6
Duesseldorf-Express ДуМонт/ Шауберг Дюссельдорф 64,152 / 107,7

В последние годы у этого типа изданий наметилась тенденция к увеличению тиpaжeй. Так, тираж восточно-берлинской "Berliner Kurier" после ее объединения с "Dresdner Morgenpost" увеличился более чем на 100 тыс. экземпляров, кельнского "Express" почти на 100 тыс. экземпляров, дюссельдорфского "Express", который всегда замыкал тиражную таблицу, более чем на 40 тыс. экземпляров. По мнению немецких исследователей, это явилось, прежде всего, результатом создания региональных выпусков.

Воскресная печать

В Германии по-прежнему популярны воскресные газеты. Более того, за последние годы одним из характерных признаков становится именно увеличение количества воскресных выпусков и перехода выпуска ежедневных газет на каждый день, включая воскресенье. Так, если в 1991 г. в ФРГ 1532 издания или 91,6 % выходили 6 раз в неделю и лишь 117 или 7 % - семь раз в неделю, то в конце 1993 г. ежедневно выходило 152 издания или 9,5 %. Этот процесс напрямую затронул и Восточную Германию. В 1989 г. в экс-ГДР не было ни одного воскресного издания, в 1991 г. их было 9 или 2,8 %, а в 1993 г. - 25 или 10 %.

Раньше господствующее положение на рынке воскресных газет занимали два издания (оба принадлежат издательскому концерну A.Шпрингера) - "Bild am Sonntag" (тираж 2,6 млн. экземпляров) и "Welt am Sonntag" (тираж 420 тыс. экземпляров), то сегодня им пришлось потесниться. Все большую популярность завоевывают воскресные выпуски региональных изданий, которые распространяются не только в своих земель. К ним относятся, в частности, штутгартская "Sonntag aktuell" (тираж 900 тыс. экземпляров) и кассельская "Sonntagszeitung" (тираж 190 тыс. экземпляров).

Рекламные издания

По данным журнала "Media Perspektiven", в 1997 г. в Федеративной Республике насчитывалось 1 тыс. 279 (в 1994 г. - 1200) наименований этого типа изданий, хотя в 1989 г. их было лишь около 200. Их общий разовый тираж составляет 80 млн. 466 тыс. 397 экземпляров. (в 1994 г. - около 70 млн.).

1 тысяча 198 изданий (94%) выходят еженедельно, остальные имеют различную периодичность (раз в две недели или раз в месяц). В новых федеральных землях издается 190 рекламных изданий общим тиражом 11,4 млн. экземпляров.

Разница в тиражах колеблется от менее 10 тыс. экземпляров до более чем 200 тысяч. Так, изданий, имеющих тираж до 10 тыс. экземпляров насчитывается 39 наименований, от 10 000 - 25 000 экз. - 234, до 50 тыс. экземпляров - 452, до 100 тыс. - 298, от 100 до 200 тыс. - 123, свыше 200 тыс. - 52.

Альтернативная пресса

Этот тип печати, имевший большое значение в 70 - 80-е годы, в 90-е годы из-за падения тиражей преобразовался в городские рекламные газеты, выходившие от имени различных инициативных групп. Исследователи определяли их как "стоящие по другую сторону от Шпрингера, Бауэра, Бурды и Грунер унд Яр".

При использовании ссылка на автора и правовладельца обязательна!
© Г.Ф.Вороненкова.
(Глава из книги профессора Г.Вороненковой "Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества (национальное своеобразие СМИ Германии)". Издательство "Языки русской культуры", Москва, 1999).