На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Журналистам

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Мнения ученых и журналистов, советы и рекомендации; статьи о жанрах и истории журналистики; сырье для рефератов; олигархи и медиамагнаты; из немецкой журналистики...

Медиа-магнаты крупнейших стран мира


США

Первый в истории СМИ газетный трест (группа компаний Скриппса) возник в США. Вслед за ним здесь же появились компании Херста, Мак-Кормика, Паттерсона.
Сегодня в США насчитывается более 1500 ежедневных газет с общим тиражом свыше 60 млн. экземпляров. Из них более двух третей приходится на долю около 150 корпораций и фирм.

Наиболее мощные:

- "Gannet Company Inc.",
- "Haum Puggep newspapers Inc.",
- "Hearst Corp.",
- "Tribune Co.",
- "New York Co.",
- "New America Publishing",
- группа Руперта Мэрдока,
- "Times mirror Co.",
- газетный трест Hьюxayзa.

10 газетных компаний в 1998 году входили в число 500 наиболее крупных американских корпораций.

"Gannet Co."

В июле 1995 году приобрела за 1,7 миллиарда $ компанию "Multimedia", выпускающую более 60 изданий, а также владеющую системами кабельного телевидения и телерадиовещательных станций. В итоге ее потенциал сегодня: более 90 газет с общим тиражом около 7 млн. экз., около 30 теле- и радиостанций, около 500 000 абонентов кабельного ТВ.

"Pulitzer publishing Co."

Владеет 3 газетами в Тусоне (штат Аризона) и Сент-Луисе, в 1996 году выкупила за 214 млн. $ целую компанию провинциальной прессы "Scripps League newspapers" с около 60 еженедельными газетами общим тиражом до 35 тыс. экз. (Запад США).

В 90-х годах при покупке газетных компаний или фирм американцы перешли на географический принцип - пакетами в том месте, где уже имеется собственность. Так не только легче управлять масс-медиа, но и проще оказывать политическое влияние. Так, корпорация "Night Reader" в 1995 году купила именно компанию "Lacer Communications " с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета "Sent-Hose Mercury news".

Великобритания

Группа компаний лорда Ротермира Associated newspapers

Совмещает газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, владеет газетами "Daily mail" и "Mail on Sandy", акции ряда коммерческих радиостанций, провинциальных газетно-издательских фирм, газетные компании "Nordkleef newspapers Group" и "Evening standard", издающие лондонскую вечернюю газету "The Standard - "3намя". Группа получает доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанном бизнес, является крупным земельным собственником.

Mirror Group Consortium

Один из крупнейших в Европе газетных концернов, принадлежащий издательскому объединению "British Printing and Communication Corporation" и издательской компании "Pergamon Press". Президент консорциума Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океане недалеко от собственной яхты. Дело продолжают сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты "Mirror" и "Sporting Life", воскресные "Sandy People" и "Sandy Mirror".

Thomson Regent newspapers

В составе этой компании, принадлежащей канадскому магнату, - известная в Британии группа изданий "Thomson Regent newspapers". Консорциум контролирует около 15 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая издающиеся в Шотландии "Daily Record", "Sandy Mail" и "Scotsman…

Холдинг News Corporation

Принадлежит австралийскому магнату, с 1985 г. гражданину США Рупперту Мэрдоку. Объединяет компании: "Times newspapers" (издающей общенациональные "Times", "Sandy Times") и "News Group newspapers" (издающей общенациональную газету "Sun" и воскресную "News of World" с самыми высокими около 4 милл. экз. каждая тиражами.

United newspapers

Газетно-издательский концерн финансиста Дэвида Cтивeнcа. Издает общенациональные газеты "Daily Star", "Daily Express", "Sandy Express", сотни провинциальных газет, в том числе одно из крупнейших региональных изданий "Yorkshire Post", а также журнал "Punch", "Countryman" и ряд других.

Германия

Bertelsmann

Этот концерн ведет весьма агрессивную маркетинговую политику во всех без исключения СМИ, а также в издательстве книг, кинематографии, шоу-бизнесе и звукозаписи. "Bertelsmann" - владелец второго по величине (после "Axel Springer Verlag") газетно-журнального издательства "Gruner und Jahr AG", которое издает, например, журнал "Stern" (тираж свыше 2 млн. экз.) и еженедельную газету "Die Zeit", журналы "Kapital" и "Geo", иллюстрированную периодику для молодежи и женщин. Политически весомым изданием является издающийся в Гамбурге группой Аугштейна еженедельник "Der Spiegel" (тираж свыше 1 млн. экз.).

Axel Springer Verlag

1947 год. Гамбург. Предприниматель Аксель Цезарь Шпрингер создает газетно-издательский концерн, который в 1970 году преобразуется в АО “Axel Springer Verlag”. Контрольный пакет акций (51%) деляит между собой издательства Шпрингера (26,1%) и братья Фридер и Хуберт Бурда (24,9%). Интересы других акционеров представляют "Deutsche Bank", химический концерн "Schering", торговая фирма "Otto Versandt" и концерн "Mercedes Automobil Holding". В 1985 году после смерти Шпрингера большая часть его акций переодит к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает около 80 процентов тиражей всех немецких газет, в том числе одни из крупнейших в ФРГ "Die Welt", "Bild", "Hamburger Abendblatt" и еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения "Hör zu" и "Funkuhr”.

Süddeutscher Verlag

Наиболее известные продукты газетно-издательского объединения в Мюнхене - ежедневная газета "Süddeutsche Zeitung" и вечерняя "Abendzeitung". В этом же издательстве производятся десятки региональных (земельных) газет, буклеты, брошюры, книги.

Heinrich Bauer-Verlag

Концерн принадлежит Генриху Бауэру и, наряду с "Gruner und Jahr", играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Здесь производятся журналы "Quick", "Neue Revue", "Praline", еженедельник-газета "Das Neue Blatt", еженедельник-журнал "Bravo".

Франция

Le groupe "Hachette" (Ашетт)

Была основана в 1826 году; нынче контролирует работу издательств "Грассе-Фаскель", "Файяр", "Сток", "Ле Шен", "Мазорин"… Издатель более трети общего количества учебных пособий и справочников, монополия на продажу книг, контролирует продажу газет и журналов через фирму "Нувель мессажри де ла пресс Паризьен" (49% акций). Объем производства - до 70 млн. экз. книг ежегодно, более 20 наименований газет и журналов, в частности, "Le Journal du Dimanche" ("Воскресная газета"), "Elle" ("Она"), "Тele 7 jours" ("Теленеделя")... За группой - около 1/5 журнальной продукции Франции.

Le groupe de presse Hersant (Группа Эрсана)

Основана в 1950 году Робером Эpcaнoм. Первым изданием был журнал для автолюбителей "Ото-журналь" Сегодня концерн контролирует около 1/5 части всей газетно-журнальной продукции страны, а также финансирует несколько бельгийских изданий. Сам Эрсан при жизни был владельцем 6 издательских компаний (самая крупная - концерн "Сокпресс"), выпускавших в Париже и провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Группе Эрсана принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные газеты "Фигаро", "Франс-суар" ("France-Soir" - "Франция вечером"), "Паризьен либере" ("Le Parisien Libere" - "Освобожденный парижанин") в Париже, "Дофине либере" ("Le Dauphine Libere" - "Oсвобожденная Дофине") в Гренобле, "Пари-Норманди" в Руане, "Сюд-Уэст" ("Sud-Ouest" - "Юго-Запад") - в Бордо… С начала 90-х годов концерн переживает экономические трудности. В 1994 году долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 годах снизились с 4 до 2,6 млрд. франков. Эрсан был вынужден продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе и объединить три газеты в одну во Франции.

Charger

Именно промышленной группе "Шаржер" перешел после кризиса во французской прессе контрольный пакет акций газеты "Либерасьон". В 1994 году были истрачены колоссальные деньги на третье по счету преобразование этого издания, но затраты не спасли газету от кризиса.

Alcatel Alstom & Havas

В 1995 году эта одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций приобрела 21 процент акций французской группы "Гавас", которая при этом как бы взамен получила филиал "Алькатель Женераль оксиданталь", объединяющий журнальную периодику ("Экспресс", "Пуэн" и др.), книгоиздание, вклады в радиостанции (в частности, "Ностальжи") и телестанции ("Евроньюс"). Таким образом, "Гавас" становится мощным концерном, работающим в области журнальной периодики.

* * *

Группа "Hachette" вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 году ее деятельность в США принесла 3 млрд. франков, в Испании - 630 млн., в Азии и Океании - 200 млн. В томже году "Hachette" приобрела у Мэрдока журнал "Мирабелла" и заключила соглашение с "Комсомольской правдой" об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала "Эль" (27-е издание за рубежом).

Италия

Нынешний Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони до недавнего времени официально считался самым влиятельным медиа-магнатом этой страны. В 1977 году после отмены государственной монополии на телевидение он вложил 1 млрд. лир в кабельную станцию "Telemilano". Затем, успешно ведя с ее помощью рекламный бизнес, он приобрел еще три крупнейшие коммерческие телесети Италии - "Kanale-5", "Italia-1", "Rete-4". Берлускони был (и, думается, остается) глааным конкурентом гостелевидения - компании "RAI TV".

Самыми крупными и влиятельными печатными СМИ Италии остаются "Corriere de la Sera" ("Вечерний вестник"), "La Repubblika", а среди журналов "Oggi" ("Оджи" - "Сегодня").

Канада

Группа Томсона (The Thomson Group)

Это один из крупнейших транснациональный газетно-журнальных концернов с штаб-квартирой в Торонто. Компания основана в конце 20-х годов канадским миллионером лордом Роем Томсоном (умер в 1976 году). Дело Томсона продолжил его сын - лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании в Канаде, США, Великобритании, странах Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспортные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

Southam Incorporated

Газетно-издательский трест, находящийся в Торонто, создан в 1927 году. Он объединяет существующие с ХIХ века издательские компании семейства Cayтэм. Издает более 10 ежедневных газет, в том числе "Gazette", "Calgary Herald" ("Вестник Калгари"), "Province" ("Провинция"), "Citizen" ("Гражданин"), еженедельник "Financial times of Canada", десятки коммерческих изданий, справочников, контролирует треть тиража ежедневных канадских газет, владеет 10 (?) типографиями, более 50 выставками, имеет вклады в связи, располагает большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за рубежом. Функционируют филиалы и дочерние компании ("Pacific Press"), а также собственная пресс-служба "Southem news".

Hollinger Inc.

Канадская компания, которой принадлежат такие крупные газеты, как "Chicago sun times" в США и "Daily Telegraph" в Лондоне. Путем закупки газет у одних и продаже другим в 1996 году являлась даже лидером мировой прессы, издавая 137 ежедневных газет и 397 газет другой периодичности в разных странах мира.