На главную страницу сайта: www.mediasprut.ru Rambler's Top100
медиасеть журналистам германистам инфоцентр портфолио фотоальбом
главная о проекте об авторе письмо автору
добавь в 'избранное'    • рекомендуй другу

Инфоцентр

БИБЛИОТЕЧКА
Статьи, интервью и комментарии по разным темам, пока еще не вошедшие в отдельные подразделы, но небесполезные для журналистов...
26/01/2003 - © Юрий Лебедев.

"Штойбен", которого потопил Маринеско

На дне Балтики найден "Штойбен" - немецкий лайнер, потопленный Маринеско

Вновь в Германии имя Александра Маринеско на слуху. Кажется, совсем недавно, вся германская пресса и телевидение были взбудоражены "Траекторией краба" - новой книгой нобелевского лауреата Гюнтера Грасса, где подробно рассказывалось о потоплении символа нацизма - лайнера "Вильгельм Густлоф" подводной лодкой под командованием Александра Маринеско.

И вот новая встреча немцев с другой жертвой Подводника № 1. По сообщению газеты "Гамбургер абендблат" у побережья Балтики вблизи польского городка Штольп обнаружены останки немецкого военного транспорта "Штойбен", потопленного экипажем подлодки "С-13" 10 февраля 1945 года. Лайнер водоизмещением 14.600 тонн был поражен в ночных условиях в результате мастерской атаки двумя торпедами из кормовых аппаратов и затонул через 15 минут, унеся с собой на дно моря 3608 человек. Спаслись лишь 659 человек.

Нашел корабль после трехлетних поисков на глубине 23 метров немецкий подводный археолог, 44-летний Ульрих Рестемейер. По его словам, корпус "Штойбена" настолько опутан рыболовными сетями, что поднятие его со дна не представляется возможным.

История "Штойбена"

Пароход водоизмещением 13.325 тонн, построенный на северогерманской верфи "Ллойд", был одним из старейших пассажирских кораблей и имел достаточно интересную предвоенную судьбу. Это был головной корабль немецкого торгового флота, созданный после Первой мировой войны.

Нареченный "Мюнхеном", он был спущен на воду в 1923 году, и первое свое плавание в Америку предпринял 26 июня 1923 года. В феврале 1930 года в Нью-Йорке на нем случился пожар. Он сильно пострадал от самовоспламенившегося груза - торфа. По возвращении в немецкий порт Бремерхафен на "Мюнхене" был произведен капитальный ремонт. А 1931 году под новым названием "Генерал фон Штойбен" он вновь вышел в море. Имя героя гражданской войны между Севером и Югом Америки было выбрано не случайно. Теплоход стал, таким образом, связующим звеном в торговых отношениях между Германией и США. В ходе очередного ремонта в 1938 году он превратился в один из самых роскошных круизных океанских лайнеров в мире, имея в длину 168 метров, ширину 19,8 метров и увеличенное водоизмещение 14.660 тонн. На нем был оборудован танцевальный зал, два роскошных обеденных помещения. Каюты большей частью были оснащены ваннами или душами. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах за четыре минуты. На верхней палубе находился бассейн.

20 декабря 1938 года корабль был в третий раз переименован и стал называться "Штойбен". Нацистское партийное руководство из-за обострившихся отношений с Америкой лишило, таким образом, генерала-парохода его воинского звания и дворянского отличия.

С началом Второй мировой войны "Штойбен" был переоборудован под гостиницу для высшего командного состава ВМС Германии. В августе 1944 года его превратили в транспорт для доставки раненых. Этот вид кораблей не являлся госпитальным судном в полном смысле этого слова, и не находился под защитой Женевской конвенции. Транспорты по доставке раненых, в том числе и "Штойбен" были перекрашены в серый защитный цвет. С них был убран Красный Крест, но зато установлено вооружение: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга насчитывала 65 солдат.

До декабря 1944 года "Штойбен" сделал 18 рейсов по Балтийскому морю, перевезя в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженцев.

В свой последний рейс "Штойбен" вышел 9 февраля 1945 года, имея на борту:

  • 1600 раненых (лежачих)
  • 1200 раненых (сидячих)
  • 800 беженцев
  • 100 вооруженных солдат
  • 270 медицинских работников (врачи, медсестры)
  • 12 сестер Немецкого Красного Креста
  • 64 зенитчика
  • 61 специалистов ВМС (связисты, сигнальщики)
  • 160 - членов гражданской команды.

Как "Штойбен" стал крейсером "Эмден"

Потопление "Штойбена" подробно описано в Наградном листе по представлению капитана 3 ранга А.Маринеско к званию Героя Советского Союза. Полный текст наградного листа в прессе никогда не публиковался, а в нем как раз и заложено понимание того, как неоднократно переименованный пароход превратился теперь уже в немецкий крейсер типа "Эмден", и какие печальные последствия это имело для экипажа подводной лодки С13.

Дословно в представлении было сказано следующее:

"Продолжая действовать на коммуникациях противника, командир ПЛ "С-13" 9 февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа "Эмден", шедший в охранении трех эсминцев. Несмотря на сильное охранение, капитан 3-го ранга Маринеско, умело, маневрируя, в течение 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер. После взрыва торпед на крейсере раздались еще три сильных взрыва, после чего он быстро затонул. Утопленный крейсер имел следующие тактико-технические данные: длина 150 метров, ширина 14,3 метра, осадка 5,2 метра, скорость хода 29 узлов, водоизмещение 5.400 тонн. Крейсер имел броню толщиной от 3х до 4-х дюймов. Вооружение крейсера состояло из 8 - 150 мм орудий, три 90 мм зен., 4-х торпедных аппаратов, 2 самолетов, катапульты. Экипаж крейсера насчитывал 634 человека. Потопление крейсера типа "Эмден" ПЛ С-13 лишило германский флот крупного бронированного корабля с сильным артиллерийским вооружением".

Откуда же были получены такие подробные сведения? Дело в том, что в каждом крупном штабе, в том числе и Краснознаменного Балтийского флота имелся немецкий "Справочник по военным флотам", по которому и ориентировались офицеры-информаторы. В нем было 1105 фотографий и рисунков кораблей вместе с таблицами технических характеристик и вооружения. Издан он был в Берлине в 1940 году массовым тиражом под редакцией А.Бредта, свободно продавался, поэтому являлся доступным настольным пособием для многих штабных офицеров ВМФ СССР. Непонятно только, почему в Наградном листе был указан калибр зенитных орудий на "Эмдене" - 90 мм. Согласно справочнику, да и фактически, немецкие зенитки имели стандартный калибр - 88 мм.

Дальше оставалось только наложить эти данные на силуэт потопленного корабля и на запись в вахтенном журнале подводной лодки С13.

А в журнале было записано следующее:

10.2.1945 г.

02.10 - …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.

02.32 - Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно "Эмден" в охранении трех миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.

02.38 - Легли на параллельный курс 250 градусов, определили скорость движения крейсера - 16 узлов.

02.49 - Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми ТА (торпедными аппаратами - Ю.Л.). Легли на курс 0 градусов для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 уз. (узлов - Ю.Л.).

02.50 - Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.

02.52 - Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем.

03.02 - Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами.

Так возникла история с ошибочным названием цели и ее неправильной классификацией, которая несколько позже неожиданно пренеприятным бумерангом вернулась к Маринеско.

Дело в том, что подводникам за потопление кораблей противника полагались премиальные. За уничтожение крейсера командиру вручались 20.000 рублей, а за пущенный на дно транспорт - 3.000 рублей. Получил ли Маринеско эти деньги, пришлось ли ему возвращать разницу, когда выяснились окончательные подробности - не эти вопросы являются главными. Важно, что это стало предметом разбирательства по партийной линии, и Маринеско были предъявлены обвинении в очковтирательстве, лжи и т.д. Другими словами, был нанесен сильнейший удар по престижу офицера-подводника. Учитывая, что Маринеско был честолюбивым и ранимым человеком, история имела негативные дальнейшие последствия, которые в конечном итоге привели к его увольнению из Военно-морского флота. Естественно, о Звании Героя Советского Союза никто уже больше не вспоминал.

Можно ли упрекать Маринеско в том, что он неправильно идентифицировал цель? Думается главное здесь в самом факте уничтожения вооруженного противника. А он таковым являлся, имея на борту зенитные орудия. Принципиально важно, что подводной лодкой С 13 был нанесен по нему мастерский удар из надводного положения кормовыми торпедными аппаратами в сложнейших зимних условиях штормовой ночной Балтики, несмотря на то, что транспорт охранялся быстроходными миноносцами.

. При таких обстоятельствах ошибка в определении цели была вполне возможной, учитывая, что по конфигурации "Штойбен и "Эмден", действительно были похожи.

Что касается крейсера "Эмден", то в момент атаки он проходил ремонт на верфи в Киле. В ночь с 13 на 14 апреля 1945 года там же получил тяжелые повреждения в результате налета союзной авиации. 3 мая он был затоплен экипажем в бухте под Килем.

Гитлер смирился с гибелью "Штойбена

Уже на следующий день после потопления "Штойбена" Главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал К.Дениц доложил фюреру о катастрофе, после чего в "Журнале донесений по обстановке ГК ВМС Гитлеру" появилась следующая запись:

"По вопросу о гибели Госпитального судна "Штойбен" ГК ВМС докладывает, что, несмотря на вызывающие сожаление потери, нельзя отказываться от использования больших кораблей для транспортировки раненых по Балтийскому морю, поскольку из-за этого снизились бы возможности перевозки раненых на 40.000 человек в месяц, в то время, как имеющимися в распоряжении малыми судами можно было бы перевезти в общей сложности лишь 17.000 раненых. Было бы правильным, задействовать все наличные средства для эвакуации раненых, принимая при этом во внимание возможные дальнейшие потери, а не отказываться сразу же от эвакуации большого числа раненых. До сего дня все-таки удалось переправить по Балтийскому морю в общей сложности 76.000 раненых, так что потеря составляет лишь небольшой процент от общего числа. Фюрер согласился с этим мнением".

Контр-адмирал К.Энгельхардт, отвечавший за морские перевозки, узнал о гибели "Штойбена" ранним утром 10 февраля. На следующий день он имел четкую картину о размере катастрофы и человеческих жертвах. Согласно представленным ему уточненным донесениям всего на борту парохода находились 4.267 человек, включая экипаж торгового флота, а также военный и медицинский персонал ВМС.

По докладу торпедолова TF10 им были спасены 512 человек, а сторожевым кораблем Т196 - 147 человек. Таким образом, всего удалось спасти 659 человек. 3608 человек считаются пропавшими без вести в Балтийском море.

Возможно, эти новые данные из советских и немецких архивов помогут лучше понять, как близко подчас соседствуют подвиг и трагедия, роковые обстоятельства и их судьбоносные последствия. В то же время, это еще одно предостережение о недопустимости войны, особенно, когда ее орудием являются профессионалы высочайшего класса, такие как капитан 3 ранга Александр Маринеско и экипаж его подводной лодки С 13.

© Материал подготовил и переслал
с разрешением на публикацию Юрий Лебедев.